levkonoe: (Default)
[personal profile] levkonoe
Лагунов Р. Прием стеклотары. 1993 г.



Мирная картина, казалось бы. ассоциации с ней совсем не идилличные. Кто не застал молоко в тяжеленных литровых бутылищах, которые стоили столько же, сколько само молоко (а поллитровые даже и дороже!), тот не поймет. Накапливались они в доме с чудовищной быстротой. Выбрасывать их по тогдашнему нашему благосостоянию было невозможно. Надо было сдавать.

А со сдачей был сопряжен целый спектр прооблем и сложностей.   Фантазия советской торговли в отношении бутылок в наших краях (наверняка найдется кто-то, у кого этих проблем не было, бутылки сами летали сдаваться или к нему на дом приходили улыбчивые продавцы и просили сдать тару - я уже привыкла, что на любой текст всегда находится оппонент у которого "все было совершенно иначе, наверное вы что-то не так делали") - фантазия была неисчерпаема.

То эти бутылки принимали в молочном же отделе Гастронома, но только взамен - сколько молока купил, столько имеешь право сдать пустых. Таким образом,  купив однажды три бутылки, ты был обречен по гроб жизни покупать их три. А что было делать тому, кто вообще не имея при себе сетки с бутылками (ну просто шел не в магазин), все-таки купил "лишнее" молоко? Не покупать? Ха! Хватать надо было, если чего "давали"!

То вдруг в молочном их вообще не принимали: НЕТ ТАРЫ. О, эти валтасаровские слова, коряво начертанные на листке из тетради! Приходилось тащить домой и молоко, и несданные бутылки. "А куда же их девать?" - "Идите в пункт!" (вот он и изображен на картине).
Что касается бутылок от воды, пива и тем более майонезных баночек - их вообще принимали только в пунктах. А баночки копились страшно - не от майонеза (дефицит), а от фруктового детского пюре. Кто их и выбрасывал, а кому-то и эта пара рублей была необходима...

Пунктов было мало, располагались они (опять-таки у нас в городе) черт-те в каких дырах, подвалах и сараях.  Не знаю, может быть в Москве тару принимали в роскошных пассажах, но у  нас обычно на задворках. Работали не по часам работы, а когда приемщику - грубый полупьяный мужичонка -  вздумается. Очереди - многочасовые, состоящие из пенсионеров, ханыг и детей.  "Бутылки принимают, идем скорей, я очередь занял!!!" - все бросили и побежали, приседая от тяжести сеток и бренча.

Принимал он медленно, дыша перегаром, с неудовольствием   всматриваясь в каждую бутылку. "Щербатых не берем" - шварк. "От шампанского не берем" - шварк. "Чо, помыть не можете нормально?" - шварк. Половину не взял. Или неси обратно, или выкидывай тут же (он же потом и подбирал их, конечно - для того и придирался).
Если кто-то принимался спорить, возражать - измученная очередь вступалась... за приемщика - синдром заложника. "А то он рассердится и вообще закроет"!

Единственные, кто выигрывал на этой адской системе "залоговой стоимости возвратной стеклотары" - это дети. Потому что задолбанные взрослые поручали им сдачу бутылок за процент с выручки...  Заработать вожделенный рубль мы не отказывались, и волокли, волокли эти авоськи.

Литровая молочная - 20 коп., поллитровая 15, от пива 12, сметанная- кажется, 10 коп, баночка вообще 3 (их мы все-таки выбрасывали).








рисунки О.ТЕСЛЕРА
КРОКОДИЛ № 25, за сентябрь 1984 г.
(will be screened)
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

Profile

levkonoe: (Default)
levkonoe

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 15 Jan 2026 17:11
Powered by Dreamwidth Studios