levkonoe: (Default)
[personal profile] levkonoe
Точнее говоря, не злобный, а наоборот - восторженный.
Но я знаю, что народ любит злобные, вот и прикидываюсь. А какая может быть злоба - одно счастье, потомушо я тут вчера опять посматривала (то есть в фоновом режиме) фильмец такой савеццкий, "Взятка", по сценарию Ардаматского.
Ну люблю я совецкие фильмы 50-80х, что поделать. Раньшие не люблю, а российские и вовсе (извините конечно, товарищи москали) смотреть совершенно невозможно, даже и пытаться не надо (я пыталась, зря).
А вот указанного времени фильмы я очень уважаю. Во-первых, можно рассматривать интерьеры и моды соответствующих годов. Это ностальгично. Хотя [livejournal.com profile] ixnewmon и закатывает глаза. Он чужд этим движениям души, ему подавай звездолетчиц с сиськами, половую жизнь рептилий или происхождение игуанодона.
А во-вторых и в главных) - люблю я соцреализм, ну люблю. По принципу "взгляните, коллега, какой великолепный гнойный аппендицит". Это же чистое наслаждение, когда в советской вечерней школе, например, изучаемая тема по истории называется "Проблема фаворитизма при дворе Екатерины Второй" и все глубоко изучают вопрос, при этом заботясь друг о друге так, что родной маме бы за такую заботу и то посулил бы нехорошего. Я это люблю. Потому что я помню, что такое были эти вечерние школы...

Но "Взятка" эта - просто какой-то апофеоз. Год выпуска 83. Артисты так ничего себе, не сказать чтоб плохие. Но сюжет просто образцовый. Пробу ставить негде от и до.
83, товарищи, на дворе год. В малюсенькой квартиренке-хрущобе живет семья ветерана: ветеран с женой, две дочери, муж и дети одной из дочерей. Выпукло живописуются муки тесноты - зять пишет диссертацию в сортире и т.д. Верю, всяко бывало. Ничего дивного.
(желающих поведать мне, что у них была специальная комната для велосипеда и ежегодный Артек, просят проследовать на и более не возвращаться).

И вот они все жутко удивляются: что ж такое? почему ж квартирку не дают? Дочь-врачиха которая замужняя, вся заморенная с безнадежным лицом ходит в исполком  и тоненьким голосом просит квартирку, а ей, конечно, не отказывают - но и не дают. Она ужасно, просто жутко и горестно изумляется: как же так? не дают квартирку-то. Удивительное дело.
Предполагается, что и зритель 83 года так же искренне изумлен: вот ведь какие отдельные безобразия, оказывается, бывают в отдельных районных центрах нашей необъятной! Скажите пожалуйста! И тут навяливается в коридорах знакомая разбитная бабенка, которая буквально открывает ей глаза: надо дать взятку.
Замученная врачиха потрясена до глубины души, она сметена, убита и ошеломлена: оказывается, у нас дают взятки! за квартиры! мало того - за квартиры, которые и так по закону положены! Да вы что?!!
Предполагается, что потрясен и зритель. Фильм буквально душу простому человеку выворачивает: у нас! взятки! в исполкоме! в квартирном отделе! Охренеть. Буквально сенсация. Даже предположить было невозможно... Нечто неслыханное! В голове не укладывается! Весь пафос фильма направлен именно на это: всеобщее глубочайшее изумление таким фактом.

Это не комедия, тут все серьезно. Ситуация в квартире меж тем нагнетается: младшая дочь тоже надумала выходить замуж, жить у его родителей она не хочет, а привести его в этот скворечник невозможно, т.к. даже клозет уже заселен зятем с диссертацией. Измученная врачиха сдается и собирает деньги на взятку - 900 рублей (отдельно заметим, учитывая, что им дают две квартиры, сумма - анекдотическая). Взятка дана, ордера получены, назревают радостные события: свадьба младшей сестры и написание местной газетой статьи "как у нас заботятся о ветеранах".

На свадьбе, однако, выясняется, что жених-то оказывается - сын того самого заведующего квартирным отделом райисполкома, и даже сама его подручная взяткобрательница (ее играет Федосеева-Шукшина с изобразительной мощью окон РосТА) тоже на свадьбе присутствует и поет пошлейшую песню "нет чайки прэлэстной".
Измученной врачихе не в радость уже никакая жилплощадь. По сравнению с ее моральными терзаниями Раскольников - просто веселый зайчик и Незнайка в Солнечном городе. А тут еще перед глазами жирует наглая взяточница с чайкой прэлэстной. Как назло еще старик ветеран, днями не затыкаясь, вещает о заботе партии и правительства. Но она-то знает правду! И чернеет на глазах, как очищенный молодой орех. Последней каплей становится как раз статья: журналист фокстерьером резвится, собирая у семьи материал для газеты. Терпение лопается, и врачиха закатывает ошеломительную мегаистерику с криком Я ДАЛА ВЗЯТКУ!

Журналист потрясен еще даже больше, чем несчастная врачиха. Он в жизни такого не слышал! Это буквально взорвало ему мозг! Взятка в исполкоме за квартиру! Непредставимо! Пока он подбирает с пола челюсти и вправляет глаза, а врачиха издает ультразвуки, ветеран - который потрясен ЕЩЕ гораздо больше (вот в это я легко могу поверить, советские старики это тот еще артефакт) - умирает от сердечного приступа.
Дальше происходят расследования и разоблачения, негодуют справедливые следователи, партбюро исключает взяточника из партии (там все тоже потрясены, изумлены до глубины души и произносят чудестнейшие, восхитительные речи про "тысячи честных людей трудятся в исполкомах на квартирном вопросе, а вот такой ОДИН, блаблабла... ").

Вообще количество изумлений тем, что у нас! дают! взятки! за квартиры! как?! как такое возможно?!!!! - просто астрономическое. Как в упомянутом Ильфом-Петровым произведении Листа, где после "быстро как только возможно" следует "еще быстрее". Вишенкой на пироге становится сын заведующего квартирным сектором, который а) работает рабочим на стройке и б) тоже не представлял себе, даже не мыслил, что в исполкоме может свершаться такое аццкое дело. "Нет у тебя сына!" - бросает он негодяю и уезжает строить коровники на Крайний Север (я не шучу, так в фильме).
В общем, порок наказан, взяточники схвачены, слова "таков закон!" - звучно произнесены. Чистая помыслами молодежь отрекается от родимых пятен. Конец.

Зачем я так подробно это рассказываю? Кто видел, тот не забудет, а кто не видел и по возрасту всего этого не застал, все равно не поймет главного: того, что и все зрители, и все артисты, и вся съемочная группа, и все, кто хоть когда-то имел дело с исполкомом (то есть вообще все), и сам Ардаматский, несомненно прекрасно ЗНАЛИ, что в исполкомах не то что берут - ХАПАЮТ, причем ВЕЗДЕ и всегда, и дети их не работают на стройках, и что НЕ БЫВАЕТ таких журналистов, которые этого не знают, и все знали, что зрители это знают, и зрители знали, что они знают, что зрители это знают.
И тем не менее, сценарий был написан и утвержден, фильм снят, и ни одна душа не спросила: Ардаматский, а что ж ты врешь-то так, сука? Потому что это было - НОРМАЛЬНО.

А они мне, блять, рассказывают, что в 60-е годы в магазинах была колбаса (была, была в 60-х колбаса!) и крабы в консервах, а в квартирах пианины и телевизоры. Да мать вашу...
(will be screened)
(will be screened if not on Access List)
(will be screened if not on Access List)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

Profile

levkonoe: (Default)
levkonoe

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 11 Jan 2026 00:01
Powered by Dreamwidth Studios